Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
 
Ребенок из кинематографической семьи, наверняка "одолженный" родителями для съемок (Ночь на 14-й параллели), он всегда казался старше своих лет. Дети как дети - назывался один из первых его фильмов, но Никита Михайловский не играл детей: его герой - подросток, "жизненный проект". Суждено ему осуществиться или нет, но он уже намечен, уже есть и должен развиваться сообразно тем обстоятельствам, что предлагает жизнь.

Мальчик на корабле (Объяснение в любви) был и оправданием трагически нелепой жизни Филиппка, и воплощением его изначального "замысла", и воспоминанием о других берегах, от которых тот корабль отчалил и которые тот мальчик запомнил. Типичный юный герой "городской сказки" для взрослых, его независимый Дима (Дети как дети) легко и свободно обходился без докучливой и бессмысленной помощи старших. Благополучный столичный юноша Роман (Вам и не снилось) берег от не в меру заботливых "предков" свою суверенную, вполне невинную, но - самостоятельную жизнь. В Романе авторы предположили романтического героя нового поколения и потому не позволили обстоятельствам (как того требовал сюжет первоисточника) погубить этого героя в финале.

В фильме Ради нескольких строчек он играл, прежде всего, не участника, а свидетеля, будущего описателя. И отрешенность актерского существования Н. М., его подчеркнутая "заторможенность" идеально совпали с интонацией фильма. Напротив, когда перестроечное кино пробовало его с большим (Зонтик для новобрачных) или меньшим (Акселератка) успехом на роль современного героя-любовника, лирического или комедийного, Н. М. был слишком ироничен по отношению и к незатейливым любовным перипетиям, и к самому себе в этих сюжетных обстоятельствах. И если требовалась "распахнутость" чувств, он ее именно что играл, а подчас и наигрывал. Внешне напоминал себя недавнего, ленинградского домашнего ребенка с пухлыми губами и упрямым лбом, но не было легкости в нем, слишком мудром и уже усталом мальчике. Накопившем в себе так много, что в отведенные его ровесникам - на переломе двух эпох - "несколько строчек" этот опыт было не уместить. Ленинград. Ноябрь, эскиз к портрету его поколения, стал для Н. М. одним из последних фильмов, и сыграл он там, в сущности, самого себя.

Анастасия Машкова
Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. II. СПб, 'Сеанс', 2001

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=614




 
Памяти Игоря Красавина Записки журналистов Rambler's Top100 3W Kivi-X -  Создай свой сайт и заработай на нем!
Яндекс цитирования